На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

У нас все звезды

41 210 подписчиков

Свежие комментарии

За что уволили из театра Сергея Юрского

16 марта могло бы исполниться 86 лет замечательному актеру, режиссеру, сценаристу, народному артисту РСФСР Сергею Юрскому, но 2 года назад он ушел из жизни. Большинство зрителей представляло его таким, какими были на экранах его самые известные киногерои – очаровательный авантюрист, неунывающий великий комбинатор Остап Бендер и типичный «мужик из деревни» дядя Митя из фильма «Любовь и голуби». Каким на самом деле он был за кадром, знали только самые близкие – его называли одним из самых закрытых актеров, он редко давал интервью и предпочитал молчать о тайнах своей семьи, ведь в свое время это принесло им немало горя.

Семейные тайны Юрских

Сергей Юрский с отцом

Он должен был получить другую фамилию при рождении – Жихарев, а Юрский – это творческий псевдоним отца, образованный от его имени Юрий. Но то, что придуманный театральным режиссером и актером псевдоним стал фамилией его жены и сына, не было просто прихотью. Род Жихаревых был дворянским, и свое происхождение отцу приходилось позже скрывать. Еще в юности, во время выступления в гимназических спектаклях, он придумал себе псевдоним Юрский, а позже решил сделать его своей фамилией.

Сергей Юрский в школьные годы

Сергей Юрский родился в Ленинграде, но уже через несколько месяцев семья была вынуждена переехать в Саратов, куда отца сослали за дворянское происхождение. В послевоенное время он стал художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре. Жилья не было, и семья поселилась в цирке, в комнате бывшей бухгалтерии. 5 лет Сергей рос за кулисами цирка, однако вскоре отца сняли с должности «за развал идеологической работы, протаскивание формализма в советский цирк и неправильный подбор кадров» (фактически – за то, что он принимал на работу евреев). Семья вернулась в Ленинград, в коммунальную квартиру с 27 жильцами. 3 года отец оставался безработным, и семья выживала благодаря тому, что мать Сергея, учительница музыки, давала частные уроки, а затем устроилась педагогом в детскую музыкальную школу. Позже отец поставил несколько спектаклей в Театре комедии и стал худруком Ленконцерта.

Актер в молодости

Отец был человеком идейным и очень переживал из-за этих событий. Сергей Юрский вспоминал: «В детстве я был свидетелем артистического таланта отца: его умения рассказывать истории, анекдоты, умения показывать, его чтения стихов, его живой мысли, всегда сверкающей в оценках и суждениях. Но свидетельствовал я также и смертной тоске отца, его мучительному раздвоению – искренней вере в идеалы и осознанию реальности как смеси фальши и насилия – и обостренному чувству вины. Мы жили не просто скромно, мы жили бедно. Но понимаю я это только сейчас. А тогда... все обволакивалось отцовским юмором, его фантазией, его совершенно аристократическим умением довольствоваться минимальным». Отец рано ушел из жизни, когда Сергею было 22 года.

Стремительный взлет в театре и в кино

Актер в молодости

Отец отговаривал Сергея от выбора актерской профессии. Дома они устраивали импровизированные спектакли, и отец ему говорил: «Я не играл 20 лет. Если хочешь быть актером, ты должен меня переигрывать». Как правило, Сергею это не удавалось, и после школы он поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Но уже на 3-м курсе осознал, что больше всего его увлекают постановки Театра-студии ЛГУ, и тогда он бросил учебу и поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института.

Сергей Юрский в спектакле *Горе от ума*

Уже на втором курсе Сергей Юрский начал получать предложение от ведущих режиссеров и еще во время учебы вошел в труппу Большого драматического театра, на сцену которого выходил на протяжении 21 года. Одной из самых ярких стала роль Чацкого в спектакле «Горе от ума», а также роли в «Божественной комедии», «Трех сестрах» и «Карьере Артуро Уи». Позже свой ленинградский период жизни актер называл одним из самых счастливых, ведь тогда он стал настоящей звездой БДТ, а режиссер Георгий Товстоногов настолько доверял его актерскому чутью, что разрешал выбирать пьесы и даже предлагал их самостоятельно поставить.

Сергей Юрский в роли Остапа Бендера в фильме *Золотой теленок*, 1968

Юрский считал себя театральным актером, но широкая публика узнала его по ролям в кино. Он начал сниматься в 22 года, но громкая популярность пришла к нему в 33, когда он сыграл роль Остапа Бендера в «Золотом теленке». В 1960-х гг. Юрский стал одним из самых востребованных артистов и в театре, и в кино, его карьера развивалась стремительно и очень успешно, и никто не мог предположить, что вскоре актеру «перекроют кислород».

Актер, который «дискредитировал звание советского человека»

Сергей Юрский в фильме *Король-Олень*, 1969

Неприятности у актера начались после знакомства с филологом, историком литературы Ефимом Эткиндом, который участвовал в борьбе за Бродского и хранил рукописи Солженицына. Однажды в доме Эткинда Юрский встретился с Солженицыным, после чего актера вызвали в КГБ «на беседу». Сначала его не утвердили на роль на «Ленфильме», потом на радио запретили транслировать передачи с участием Юрского, аннулировали пропуск на ленинградскую студию телевидения, а в 1978 г. уволили из театра. Почти на 10 лет он стал невыездным.

Кадр из фильма *Место встречи изменить нельзя*, 1979

Только в 1990-х гг. актер рассказал, из-за чего его уволили из БДТ: «Меня вызвали в КГБ и сообщили, что такого актера – Сергей Юрский – больше не существует. Потому что он, по мнению властей, «дискредитировал высокое звание советского человека». Я осудил подавление «пражской весны» нашими войсками, открыто общался с опальным Солженицыным… Поступил приказ сверху, и передо мной мгновенно закрылись все двери на «Ленфильме», радио, телевидении. Мне пришлось уйти из БДТ. Меня вынудили уехать из Питера в Москву. Но здесь не взяли во МХАТ, потом в «Ленком»… Да и в Театр Моссовета приняли с жутким скрипом».

Коротко о личном

Сергей Юрский в фильме *Любовь и голуби*, 1984

Актер не любил делиться тайнами, и на все вопросы о своей семье и личной жизни отвечал: «Это запретная для меня тема. Я совершенно не понимаю, как люди могут сами рассказывать в газете о своей личной частной жизни. Допустим, журналист может что-то раскопать, но чтобы сами! Этот душевный стриптиз мне кажется постыдным и бессмысленным. И некоторых своих коллег я перестал уважать после таких откровений».

Сергей Юрский и Наталья Тенякова в фильме *Любовь и голуби*, 1984

О своем первом гражданском браке с Зинаидой Шарко актер не любил вспоминать, о второй жене, актрисе Наталье Теняковой, до последних дней говорил с неизменным восхищением и любовью, но при этом не вдавался в подробности. Об их отношении друг к другу можно судить по одному факту: в самые сложные для актера времена, когда он остался без работы в Ленинграде, его жена приняла решение официально взять его фамилию. В театре и в кино она по-прежнему оставалась Теняковой, а по паспорту была Юрской. Муж посвятил ей такие строки:

Я пытаюсь душою постигнуть былое –
Теперь это можно – оно за чертой.
Наташа со мною, а все остальное –
Уже не со мной.

Сергей Юрский и Наталья Тенякова
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх