На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

У нас все звезды

41 212 подписчиков

Свежие комментарии

Памяти Нины Руслановой

21 ноября ушла из жизни легенда отечественного кинематографа, народная артистка России Нина Русланова. Она не дожила ровно двух недель до своего 76-летия. В начале ноября актриса попала в ковидное отделение больницы с дыхательной недостаточностью и нарушением сердечного ритма. Увы, спасти ее так и не удалось. Она сыграла более 150 киноролей, и о том, как создавались ее самые яркие образы, можно было бы снять еще один фильм. Как Кира Муратова стала крестной матерью Руслановой в кино, почему актриса дралась на съемах с Кларой Лучко, и кто носил ее на руках вместе с машиной – далее в обзоре.

«Короткие встречи»

Актриса в молодости

Свою первую – и сразу главную – роль в кино Нина Русланова сыграла в 22 года. К тому моменту она прошла уже большой и непростой путь: свое детство и юность будущая артистка провела в детских домах. Своих родителей она не знала – ее нашли младенцем на полустанке под Харьковом, и точная дата ее рождения неизвестна. Дату 5 декабря она выбрала сама.

Сменив 5 детдомов в Харьковской области, Русланова окончила строительное училище и год проработала маляром-штукатуром на стройке. И для всех окружающих, и для нее самой было очевидно, что артистичная девушка выбрала совсем не тот путь. И тогда Нина поступила в Харьковский театральный институт, а через 2 года ушла оттуда и отправилась покорять столицу. Ей удалось с первой же попытки поступить в Щукинское театральное училище.

Нина Русланова и Владимир Высоцкий в фильме *Короткие встречи*, 1967

Однажды второкурсница Нина спешила на занятия, когда на пороге училища ее остановила незнакомая женщина: «Хотите сниматься в кино?». Ответ был очевидным, но педагоги не приветствовали участия студентов в съемках. Но незнакомка отправилась вместе с Руслановой к руководству, чтобы добиться разрешения. Ведь именно такой она представляла свою героиню Надю, которая могла среди ночи ворваться в дом любимого мужчины, даже не поинтересовавшись перед этим, не женат ли он.

Нина Русланова и Владимир Высоцкий в фильме *Короткие встречи*, 1967

Крестной матерью актрисы в кино оказалась Кира Муратова – легендарный режиссер. Для нее фильм «Короткие встречи» стал первой самостоятельной полнометражной режиссерской работой, для Нины Руслановой – первым актерским опытом в кино. Да еще и партнером оказался сам Владимир Высоцкий. Правда, о том, что это «сам», Нина тогда не знала – он тоже только начинал свой творческий путь в кинематографе. Актриса вспоминала: «Вёл себя Высоцкий довольно скромно, никогда не выпячивался, хотя песни его уже всюду звучали, да и в «Коротких встречах» они были».

Нина Русланова и Владимир Высоцкий в фильме *Короткие встречи*, 1967

Поначалу Русланова терялась на площадке и совершенно не понимала, что от нее требуется. Тогда Муратова отвела ее в сторону и сказала: «Забудь обо всем, играй как хочешь». Актриса с благодарностью вспоминала эту работу. «Она шла от меня, а не навязывала свою волю… Она гений. А с гением всегда легко работать, потому что он ясен, точно ставит задачу, знает, что требует от актера и про что хочет снимать. Поэтому с Кирой легко», – говорила Русланова.

Дебютантка мечтала о том, что после этой роли проснется знаменитой, что о ней заговорит вся страна. Так и было, вот только дожидаться этого пришлось еще долго. Режиссера обвинили в очернении советской действительности и отправили фильм на полку. Только через 20 лет «Короткие встречи» появились на экране, а Нина Русланова в 1987 г. получила за эту работу премию «Ника» в номинации «Лучшая женская роль».

«Тени исчезают в полдень»

Нина Русланова в фильме *Тени исчезают в полдень*, 1971-1973

Первая популярность пришла к Руслановой в начале 1970-х гг., когда на экраны вышла 7-серийная киносага «Тени исчезают в полдень». Нине Руслановой тут досталась одна из главных ролей – председателя таежного колхоза Марьи Вороновой. В ее смелой героине сочетались лучшие черты – внешняя красота, целеустремленность, сила воли и характера, самоотверженность, способность любить.

Кадр из фильма *Тени исчезают в полдень*, 1971-1973

В исполнении Руслановой героический образ не выглядел фальшивым и плоским – она ведь во многом сама была похожа на свою героиню, сильную и самодостаточную. Фильм очень тепло приняли зрители, а впоследствии в честь Марьи Вороновой назвали утес на Урале. Наверное, это лучший памятник, который может быть возведен актерскому мастерству, – когда его герои начинают жить своей жизнью и становятся не менее любимыми в народе, чем сами артисты.

«Цыган»

Нина Русланова в роли Катьки-Аэропорт, 1979

Всесоюзная слава пришла к Нине Руслановой после роли Катьки в фильме «Цыган». Образ бедовой молодой вдовы, которую односельчане прозвали за ее любвеобильность «Аэропорт», на самом деле не был близок актрисе. За кадром она была совсем не похожа на свою грубоватую и легкомысленную героиню («Ну, Катька, ну, аэропорт! Нежели и этого приземлит?») и в личной жизни отличалась завидным постоянством. А вот темперамент у нее был таким же горячим. Ее коллега Марина Яковлева говорила, что «по энергетике Нина Ивановна – это глыба, тайфун, ураган, мощь!»

Нина Русланова в роли Катьки-Аэропорт, 1979

В сценарии была прописана сцена драки ее героини с Клавдией – персонажем Клары Лучко – из-за Будулая. В гостинице артистки репетировали эту сцену, «орудуя» мокрыми полотенцами. А на съемочной площадке реквизиторы решили, что в кадре лучше будут смотреться тяжелые мокрые простыни. Две поливочные машины с ледяной водой «организовали» дождь. Актрисы на протяжении 5 часов без передышки отыгрывали эту сцену, а режиссер все никак не был доволен результатом: «Не цепляет! Темперамента маловато!».

Клара Лучко в фильме *Цыган*, 1979

О том, что было дальше, Русланова рассказывала: «Честно говоря, мне аж врезать ему захотелось. Но вместо этого я огрела Лучко так, что у нее платье треснуло! Клара опешила, а потом нанесла ответный удар. В общем, бились мы до исступления, до синяков, даже тексты ролей позабывали. Я поскользнулась, упала в грязь, Клара рухнула рядом, обе ревем... Потом две недели синяки не сходили».

Кадр из фильма *Цыган*, 1979 

После премьеры фильма актрису в буквальном смысле слова носили на руках. Однажды на гастролях в Нижнем Новгороде, когда Русланова ехала из концертного зала на вокзал, им навстречу попался цыганский табор. Они узнали актрису, подхватили машину и несколько метров пронесли ее на руках. «Я тогда впервые почувствовала, что есть народ, которому я нужна», – говорила актриса.

«Зимняя вишня»

Нина Русланова в фильме *Зимняя вишня*, 1985

Одну из самых ярких своих ролей Нина Русланова сыграла в фильме Игоря Масленникова «Зимняя вишня». В тот период она переживала непростые времена: только ушла из Театра им. Е Вахтангова и даже задумывалась о том, чтобы уйти из актерской профессии – ей казалось, что у нее ничего не получается. Талантливейшей актрисе доставались преимущественно эпизоды, в кино уже давно не было интересных предложений, и «Зимняя вишня» стала для нее настоящим спасением.

Нина Русланова в фильме *Зимняя вишня*, 1985

Актрисе, которая за кадром смогла построить крепкую и счастливую семью, часто доставались роли женщин с неустроенной судьбой. Такой была и ее героиня в «Зимней вишне», бухгалтер с автобазы Лариса Павловна, которая по поводу брака говорила: «И лезть опять в петлю замужества?» Но именно ей принадлежали и самые трогательные в фильме слова о «зимней вишне» и «нежности нерастраченной». И актриса произносила их так, что у зрителей наворачивались слезы.

Нина Русланова с Рафкатом Габитовым и дочерью от первого брака, Олесей Рудаковой, 2011

Так же, как ее героине, Нине Руслановой в жизни тоже часто приходилось самостоятельно справляться с трудностями, и ее характер был таким же твердым. Вот только ей было на кого опереться – более 30 лет она прожила в гражданском браке с оператором Рафкатом Габитовым. О своей Ларисе Павловне Русланова говорила: «Нет, я не себя играла. Я на эту героиню не похожа. А вот образ удался!.. Мы втроем здорово дополняли друг друга, потому что были очень разные».

«Собачье сердце»

Кадр из фильма *Собачье сердце*, 1988

В фильме Владимира Бортко по одноименной повести Михаила Булгакова актрисе достался образ кухарки в доме профессора Преображенского. И снова роль была не главной, но в исполнении Нины Руслановой любой эпизод становился шедевром. Удивительно, но судьба этого гениального фильма была непростой. После премьеры критики забросали его разгромными рецензиями, и только спустя 2 года режиссер получил Государственную премию – уже после того как фильм завоевал призы в Италии, Польше и Болгарии.

Кадр из фильма *Собачье сердце*, 1988

Покойся с миром...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх