На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

У нас все звезды

41 194 подписчика

Свежие комментарии

20 лет без Леонова

29 января 1994 года не стало великого артиста. Наш колумнист размышляет, почему с тех пор в России не появилось актера столь же любимого и уважаемого

В конце 80-х и начале 90-х, когда рушился Советский Союз, многое трещало по швам; в частности, начали умирать актеры. За несколько лет мы потеряли Анатолия Папанова, Андрея Миронова, Евгения Евстигнеева, Георгия Буркова, Фрунзика Мкртчяна, Романа Филиппова, Татьяну Пельтцер, Рину Зеленую,Иннокентия Смоктуновского… Большинство умерли сравнительно молодыми – да и 68-летний Леонов не то чтобы был глубоким стариком.

Советский кинематограф грохался вместе со страной (у того же Евстигнеева большинство ролей после «Собачьего сердца» сыграны в какой-то ерунде), и череда смертей казалась наглядным тому доказательством.

Вопрос – почему в России за эти 20 лет не появилось нового Леонова (то есть актера, которого так же все любили и уважали), сейчас кажется риторическим. Да, кинематограф за 20 лет худо-бедно выкарабкался из ямы, но новое «Обыкновенное чудо» или «Джентльменов удачи» никто не снял («Джентльменов», вернее, сняли, но мало кто оказался рад их увидеть). А никакого всенародно любимого актера Леонова не было бы, если бы не было Георгия Данелия, Марка Захарова, Андрея Смирнова, Эльдара Рязанова и прочих сценаристов и режиссеров, придумывавших для него роскошные сценарии и реплики. Его нечеловеческое обаяние и талант просто пропали бы втуне. Актер же, к сожалению, страшно зависимая профессия: писатель или композитор в состоянии работать сами по себе, а актер без хорошего сценария и режиссера – никто, и множество актерских судеб сломались именно потому, что не получилось встретить «своих» режиссеров и «свои» роли.

В России сейчас много хороших актеров: от Евгения Цыганова до Сергея Пускепалиса, от Олега Меньшикова до Константина Хабенского, от Андрея Смолякова до Евгения Ткачука. Ну и где они снимаются? ОК, в сериалах, в которых легче легкого запутаться – событиями становятся единицы, такие, как «Оттепель» Тодоровского. В артхаусных проектах, которые нужны фестивалям, но широкой публике, положа руку на сердце, вовсе не нужны – что-то я не помню очередей на последние картины Балабанова, на «Жить» Василия Сигарева или «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского (фильм, за который Пускепалис и Григорий Добрыгин получили, между прочим, призы на Берлинском кинофестивале, именно как лучшие актеры). Даже совершенно зрительские, комедийные, виртуозно разыгранные фильмы вроде роскошного «Шапито-шоу» Сергея Лобана или «Кококо» Авдотьи Смирновой особых толп не собирают. Даже «Географ глобус пропил», расхваленный критиками и получивший целое стадо призов, в прокате прошел довольно средне. У нас выходит по два популярных отечественных фильма в год – в 2013-м это были «Легенда № 17» и «Сталинград». Каких «новых Леоновых» мы в этих условиях ждем?

Ну и иностранные картины, которых в советском прокате было довольно мало. Разумеется, невозможно одобрить безумные планы по квотированию российских картин: не хватало еще, чтобы в прокате ограничивали показ Спилберга ради какого-нибудь «Курьера из «Рая». Но факт остается фактом: иностранное кино пока что выигрывает у российского на всех фронтах. А российское делают милейшие, умные и обаятельные люди, телепродюсеры, которые готовы разливаться соловьями, объясняя свои произведения и рассказывая, как прекрасно они знают запросы аудитории. Только на выходе получается прокалькулированный «Сталинград», полностью сделанный под Зака Снайдера, драматургически провисающий где можно и где нельзя, фильм, в котором кульминационная драматическая сцена в ноль копирует единственную смешную из «Гитлер капут!», только снята на полном серьезе.

Евгений Леонов последние годы жизни играл в основном в театре – или играл маленькие роли у проверенных Захарова и Данелия. Вероятно, в театре и есть смысл искать новых Леоновых – там дела вроде обстоят получше. А в остальном приходится только ждать и надеяться. На то, что лет через двадцать все будет совершенно иначе.

ВЗГЛЯД ИЗ 1994 ГОДА

Ушел человек, которого любили все

Серафим БЕРЕСТОВ Он сыграл свою роль до конца. Он умер, собираясь на спектакль, на «Поминальную молитку».

Он умирал уже однажды. Был между жизнью и смертью много дней. Тогда жизнь взяла верх, и на несколько лет Евгений Павлович остался с нами. Сейчас уже ничего не поменять. И оттого – безумно больно. Евгений Павлович… Народный артист. Он иронизировал над этим званием: «Народный артист СССР. Вот ведь угораздило…» Евгений Павлович, Евгений Павлович…

Ему было сложно в последние годы. Потому что жизнь установила новые законы. Жесткие и жестокие. А он был очень добрый человек. Он любил помогать людям. Раньше это было проще делать.  Потом – невозможно.

Он точно знал, что в этом мире не все измеряется деньгами. И чувствовал, что мы теряем нечто неуловимо важное. То, что называется душой 

 kp.ru

Картина дня

наверх