На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

У нас все звезды

41 219 подписчиков

Свежие комментарии

За что циркачи ненавидели клоуна Леонида Енгибарова

15 марта родился Леонид Енгибаров (1935-1972), клоун, которого после преждевременной смерти облепили сахарными словами, хотя при жизни каждый творческий шаг его сопровождался кривыми ухмылками.

Это заметно даже в комплиментарных отзывах Никулина Юрия и Попова Олега. 

Никулин, оценив Енгибарова высоко, тем не менее, от правды не удержался, признав: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум».

Олег Попов, не отказывая Енгибарову в оригинальности, проводил его по линии подражателей Марселя Марсо, доказывая, что пантомима не новое слово в искусстве, а хорошо забытое старое. 

Творческие проблемы Енгибаров испытывал с времен циркового училища, где во-первых отказался работать с кем либо в дуэте, а во-вторых исключил из своих номеров речь. Тщетно педагоги пытались внушить Енгибарову, - пробиться на одном мимансе в цирке нереально. Мим, это скорее для эстрады. 

Мудрость педагогов впоследствии подтвердилась. Да, Енгибаров состоялся как цирковой клоун, но в итоге из цирка ему пришлось уйти.

Минус училищного преподавания стал очевиден, едва выпускник получил распределение в Ереванский цирк. В то время здание цирка находилось на реконструкции, отчего труппа гастролировала по городам и весям. Крещение ареной Леонид принял в Новосибирске. 

Крещение ознаменовалось полным провалом и немудрено, - за годы обучения Енгибаров ни разу не был на манеже. Представ перед зрителем, растерялся.

Новичка вообще не ждали в труппе, там уже годы спокойно себя чувствовала клоунская парочка Сико и Сако (Минералов и Арутюнов). Воспользовавшись провалом молодого человека, старики подговорили художественный совет отправить парня обратно в Москву, в распоряжение главка. Но за Енгибарова нашлось кому вступиться. Директор труппы напирал на тот факт, что Сико и Сако как клоуны оставляют желать лучшего, да и возраст, батеньки. Ждать, будто новые коверные сами придут нереально, воспитаем клоуна в своем коллективе. 

Опасения старых клоунов оправдались. Енгибаров за пару лет набрал творческую высоту и начал претендовать даже не на первенство, а на единственность. Он требовал, чтобы программу отдали ему на откуп целиком, заявив на собрании: «Я думаю, что для меня, молодого, показ трех или четырех реприз ничего не даст: образ коверного создается на протяжении всего вечера...».

Путь Енгибарова наверх поражает стремительностью. Через три года на арене он получит медаль за лучший номер года. В 1963 выйдет художественный фильм «Путь на арену», заточенный специально под Енгибарова. В 1964 (пять лет выступлений) Енгибаров займет первое место на международном конкурсе клоунов в Праге.
При этом профессиональное сообщество терпело Енгибарова с трудом, ведь он взрывал изнутри консервативный подход к клоунаде. 

Что такое советский клоун в 1960-ые? Это человек, долженствующий заполнять паузы между номерами, не мешая при этом униформистам подготавливать номер следующий. Енгибаров же, по словам Татьяны Беловой «требовал работы только на чистом манеже, а не во время перестановок».

Это воспринималось как требование выскочки, наглеца без году неделя. Енгибарова начали подтравливать, вынуждая к уходу из цирка: сорвали гастроли в капстрану (ФРГ), обвинили в изнасиловании поклонницы.

Енгибаров говорил:

«Клоун наполняет цирковые паузы, его работа - делать незаметными промежутки между номерами. Мне часто говорили, что когда я работаю на арене, это становится чуть ли не главным событием, а в цирке это не принято. С одной стороны этот факт меня очень радовал, но я был вынужден уйти из цирка. Мое искусство ближе к соло-представлениям».

В 1971 Енгибаров создал спектакль «Звездный дождь». Ему позволили возглавить эстрадный эксцентрический театр пантомимы. 

Жил он, конечно, только работой, физически растрачиваясь наотмашь. День начинался с зарядки, продолжался репетицией, заканчивался выступлением. В этот распорядок втискивались съемки, записи на радио, встречи со зрителями. 

В октябре 1971 Енгибаров поехал с театром на гастроли. За 240 дней дал 210 представлений.

А вернувшись в Москву, попал в удушаюший климат июля 1972 года. Тогда ударила страшная засуха, в Подмосковье горели торфяные болота… Вспомните август 2010, когда все окна были задраены, поскольку улица пахла дымом. В 1972 дела обстояли еще хуже, а  Енгибаров переносил на ногах ангину, ибо надо было выступать в Зеленом театре ВДНХ.

24 июля Енгибаров с трудом дошел домой. Жил он с матерью, но попросил ее уйти ночевать к подруге. Женщина беспрекословно подчинилась. 

На следующий день она нашла сына больным, вечером ему стало хуже. Когда приехала «скорая» Енгибарову неожиданно похорошело, он даже приударил за медсестрой, потому и врачи отнеслись к его состоянию несерьезно. 

К ночи опять последовал приступ, который клоун решил полечить холодным шампанским, не соображая, что сей напиток сужает сосуды. Приехавшие врачи уже ничего сделать не могли. Оставалось только записать диагноз: «хроническая ишемическая болезнь сердца». 

ЛЕОНИД ЕНГИБАРОВ В ФИЛЬМЕ "ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ"ЛЕОНИД ЕНГИБАРОВ В ФИЛЬМЕ "ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ"

Ранняя смерть (было Енгибарову всего 37) породила легенды. Арчил Гомиашивили утверждал, будто клоун накануне пил и кололся в компании друга, который его специально подначивал это делать. Кто-то «переселял» смерть актера на манеж, прямо во время выступления. Высоцкий решил, будто его друг Леня умер прямо на улице, а прохожие приняли его за пьяного и равнодушные скользили мимо. 

И все как-то быстро полюбили Енгибарова, признав его вехой в истории цирка, залепляя живой образ превосходными эпитетами, которых ему так не хватало при жизни.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх