Создали лирическую картину, наполненную светом и теплом, два режиссёра с удивительными судьбами — Борис Яшин и Манос Захариас. А главным персонажем ленты стал город Волгоград (бывший когда-то Царицыным, потом Сталинградом), который привычно называть городом-героем. Но авторы посмотрели на него совсем в ином свете и поэтому выбрали другое название — «Город первой любви».

Сценарий к фильму написал Семён Нагорный.
Для самого Нагорного, журналиста и драматурга, Волгоград имел особое значение — во время войны он, будучи военкором, получил под Сталинградом тяжёлое ранение.
Спустя четверть он придумал историю, которая показала историю города в 20 веке, от событий революции до современности. Это были отдельные зарисовки о горожанах, которые живут, чувствуют, встречаются, любят, расстаются вне зависимости от того, что происходит вокруг.
Сценарий решено было превратить в киноальманах, состоящий из почти десятка коротких историй, объединённых одной деталью:
все герои находятся в одном городе, хоть и в разные эпохи. Три новеллы альманаха сделали чуть длиннее, они стали своего рода вехами и показали революционный Царицын в 1919 году, индустриальный Сталинград в 1929 и военный в 1942.
А некими водоразделами между этим крупными точками сделали более краткие, но не менее насыщенные фрагменты о сложной любви современников, жителей Волгограда семидесятых.
Экранизировать «Город первой любви» поручили двум коллегам: Борису Яшину и Маносу Захариасу.
Борис Яшин до поступления на режиссёрский факультет ВГИКа успел побыть моряком-подводником. В кино он попал по случаю: его на небольшую роль пригласил режиссёр Михаил Ромм в легендарный сегодня фильм «Девять дней одного года» (1962). После дебюта Борис захотел связать жизнь с кинематографом, но выбрал не артистический путь, а режиссёрский, поступив в мастерскую Ромма. К 1970 году у него в активе было уже несколько работ.
А вот Манос Захариас, грек, родившийся в Афинах и конце сороковых перебравшийся в СССР из-за сложной политический обстановки на родине, изначально выбрал для себя кино. В СССР он сначала работал в Ташкенте, потом переехал в Москву и начал довольно активно снимать. Как ни странно, но именно греческий режиссёр открыл для зрителей нескольких совсем молодых актёров, которые в будущем превратились в мастеров советского кино. В том числе и в фильме «Город первой любви».

Борис Яшин и Манос Захариас разделили сценарий на две части. Яшину достались новеллы «Царицын — 1919 год» и «Сталинград — 1929 год», Захариасу — «Сталинград — 1942 год» и современные эпизоды. Яшин, выпускник классической мастерской, выбрал актёров, уже имеющих опыт съёмок, пусть и небольшой: Бориса Галкина, Ольгу Остроумову (на которую только что свалилась всесоюзная слава после дебюта в мелодраме «Доживём до понедельника» (1968), Наталью Гвоздикову.

К слову, Наталья Гвоздикова сыграла тут девушку из благородной семьи, которая влюбилась в революционера. Такой же сюжет ей предложат разыграть через четыре года в эпопее «Рождённая революцией» (1974-1977) и даже внешне её героини в этих двух лентах будут похожи, как близняшки.

Манос Захариас сделал ставки на артистов молодых, которых зрители не видели и не знали. Главную роль в военном эпизоде он отдал Станиславу Садальскому, безвестному студенту ГИТИСа. И Садальский отменно сыграл неопытного солдата, переживающего первое глубокое чувство, которому, увы, не суждено, быть с любимой девушкой.

Уже после выхода фильма Садальский не раз благодарил режиссёра и рассказывал, что его первооткрывателем стал грек. Садальского за созданный образ похвалили критики, так что дебют оказался вполне успешным. Мало того,актёр получил диплом Фестиваля молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» за лучшую мужскую роль.

А ещё у Захариаса дебютировали Наталья Егорова,

Леонид Филатов, трогательный и ещё совсем не похожий на рокового соблазнителя из «Экипажа» (1979) или уставшего и запутавшегося интеллигента из «Забытой мелодии для флейты» (1987), и 18-летний Александр Соловьёв, он же будущий конокрад Красавчик из «Зелёного фургона» (1983).

Отдельно стоит отметить эффектную болгарку Марию Вандову.
Мария — ещё одно открытие Захариаса, которую он снял в предыдущий картине и пригласил вновь. Девушка не была профессиональной актрисой, она училась на киноведа, но режиссёру приглянулась броской выразительной внешностью.

В Марии явно было что-то аристократическое, а её лицо чем-то неуловимо походило на лица европейских кинозвёзд. В «Городе первой любви» она предстала студенткой мединститута, запавшей в сердце спортсмену.

Части «Города первой любви» получились разными. Как раз потому, что снимали их два режиссёра.
Истории Яшина вышли неспешными, задумчивыми, философскими. Режиссёр в них размышляет о будущем героев из разных социальных слоёв, о возможности сосуществования людей с противоположным мировоззрением.
А эпизоды, созданные Захариасом, вышли более сентиментальными, романтичными, доверительными, пусть иной раз и мимолётно. Но в целом получился милый поэтичный фильм, где минорные и мажорные интонации чередуются, оставляя после себя ощущение гармонии.
Нельзя сказать, что «Город первой любви» стал очень популярным, да и сегодня он знаком лишь самым преданным поклонникам советского кино. Но при случае познакомьтесь с этой картиной. Хотя бы ради того, чтобы угадать в её героях актёров, которые начали здесь путь к известности.
Свежие комментарии